Часто ли мы задумываемся о том, что такое воспитание?
Конечно, нет. Каждый человек сам определяет для себя это понятие. Кто-то считает воспитанием полное послушание и дисциплину, кто-то — развитие способностей ребёнка, наличие хороших манер и т. д.
Но почти все мы забываем о том, что воспитание не может быть сегодняшним или завтрашним, это процесс непрерывный, каждодневный.
Может, стоит остановиться, задуматься: какие же ценности мы пропагандируем, как своим примером воспитываем или не воспитываем своих детей, а если времени, проведённому с ребёнком, мы предпочитаем работу – кто в этот момент рядом с ним, кто и как оказывает влияние на формирование личности наших детей.
Конечно, вы можете возразить: а как же детские учреждения? Мы доверяем воспитание наших детей детским садам, школе, где работают специалисты.
Это, конечно, верно. Но ребёнок – полное отражение семьи, и никакие самые уважаемые воспитатели не сделают за нас нашу «работу». Ребёнок всегда обращает внимание на наше отношение к окружающему, старается походить на близких людей. И наша первостепенная задача – дать положительный личный пример.
Очень часто в книгах, посвящённых воспитанию личности, приводится старинная притча. Основная тема её такова: две семьи с детьми попадают на необитаемый остров.
Остров богат фруктовыми деревьями, всевозможной живностью, реки изобилуют рыбой. Одни родители день и ночь трудятся, не покладая рук, чтобы обеспечить детям полноценное питание, обустроить, насколько это возможно, быт. Другие – нагружают детей работой, заставляют трудиться наравне с собой.
И вдруг по острову проносится смерч, родители двух семей погибают. Притча заканчивается вопросом: чьи дети выживут на острове?
Кажется, ничего не надо дополнять. Своей «слепой» любовью мы, к сожалению, не воспитываем личность, а уничтожаем её, растя бездушных, не приспособленных к жизни детей.
Как воспитать в ребёнке личность
Основная воспитательная цель семьи – научить ребёнка правильно и самостоятельно жить в этом мире.
А это значит, не держать детей в «теплице», а как можно чаще давать ребёнку самостоятельность в выборе своих действий и решений. Только в самостоятельности идёт становление личности. Не предлагайте готовых решений – пусть ребёнок ошибается, «набивает себе шишки», сам постигает смысл жизни. А наша задача – направлять его и приходить на помощь, если таковая потребуется.
Подумайте, кого вы хотите воспитать: знающую, энергичную, трудолюбивую самостоятельную личность или жадного, трусливого мещанина, хитреца, который при первой же возможности обвинит вас в своих промахах и ошибках?
Перед современными родителями стоит ещё одна глобальная проблема: как оградить ребёнка от потока информации с экранов телевизоров, интернета, которая нарушает эмоциональный покой детей, их психическое равновесие? Как направить интерес детей в правильное русло?
Родители, помните: вы всегда должны знать, что смотрит и слушает ваш ребёнок, с кем проводит своё свободное время, чем интересуется.
Это совсем не значит, что вы устроите слежку за ним. Нет! Ваш ребёнок должен чувствовать, что вы полностью ему доверяете, просто вы, как внимательный родитель, хотите быть рядом, делить с ребёнком его успехи и неудачи. Ваш ребёнок должен осознавать, что вы не враг, а друг, помощник, к вашему плечу он всегда может прислониться – и вы поддержите его во всех его планах и начинаниях.
В жизни детям придётся столкнуться с всевозможными соблазнами, с непорядочными людьми и их поступками. И вы должны быть уверены, что за советом ваш самостоятельный ребёнок придёт именно к вам, потому что доверяет, знает, что не будете читать ему нравоучения, а просто поддержите.
Читайте также: Воспитание приемного ребенка
Не опекайте излишне детей, но и не теряйте из виду – сопровождайте ребёнка по жизни, подавая личный положительный пример.
Читайте другие интересные рубрики